Мало кто помнит, что в советских школах был урок "Чистописание", на котором будущие инженеры, учителя и литераторы постигали азы правильного письма. Писали тогда исключительно перьями. У пера есть свои преимущества, из-за которых в немецких школах дети до сих пор пишут исключительно с помощью перьевых авторучек.
Получив распространение в конце 60-х годов, шариковые ручки еще долго оставались под запретом на уроках чистописания у младших классов, но в 80-х это табу постепенно сошло на нет. Почему же учителя были против шариковой ручки? В первую очередь, благодаря тому, что при использовании пера рука подвергается меньшим нагрузкам. Все, кто пользовался пером, отмечают, что напряжение в кисти и запястье после долгого непрерывного письма практически отсутствует. Чтобы паста шариковой ручки оставила следа на бумаге, приходится прилагать усилие, давить на ручку, в результате, хочется поскорее избавиться от "писанины" как от крайне утомительного занятия. Перо в свою очередь оставляет на бумаге гладкий и четкий штрих даже при легком прикосновении к бумаге. Этот фактор может показаться несущественным тем, кто от руки пишет изредка. Но для студентов с их многочасовыми лекциями письмо пером может стать настоящим спасением. Еще более важной предстает ситуация со школьниками. Дети только учатся писать, и навык, который они приобретут в начальных классах, останется с ними на всю жизнь. Поэтому так важно правильно поставить почерк ребенка, научить его принимать правильную позу при письме и правильно держать ручку, и тогда остальное - дело времени.
Правильная поза
Сначала надо научить ребенка правильно сидеть. Спина должна быть прямой, ею надо опираться на спинку стула. Нельзя наклоняться вперед, упираясь грудью в стол: оставьте расстояние между ними примерно в 2 см. Ноги нужно держать ровно, они являются дополнительной опорой, если они убраны слишком далеко вперед или назад, корпус будет "заваливаться". Локти должны выступать за край стола (либо строго оба локтя лежат на столе. Свет при письме падает слева для правшей и справа для левшей.
Правильное расположение тетради
При обучении правильному письму нет несущественных мелочей. Положение тетради на столе не менее важно, чем поза, которую занял ребенок. Неправильно расположенная бумага на столе сведет на нет все предыдущие рекомендации, поскольку ученик просто не сможет сидеть правильно. Расположите бумагу прямо перед ребенком и наклоните ее влево примерно на 30% (для правшей) так, чтобы левый нижний угол "смотрел" в середину груди. Такая позиция поможет сохранять правильную позу и даст возможность легко и свободно перемещать руку при письме.
Пишущий инструмент
Научиться правильно и красиво писать можно с любой ручкой, но с некоторыми типами письменных принадлежностей поставит руку будет намного легче. Следует учесть, что у маленьких детей пропорции руки совсем иные, нежели у взрослых и держать ручку правильно им может быть просто напросто неудобно. Поэтому не стоит сразу начинать писать перьевой авторучкой. Шариковая ручка, как отмечалось выше вызывает подсознательное желание давить на нее сильнее. Вспомните, бывало ли у вас такое, когда после долгого напряженного письма на среднем пальце появляется болезненная мозоль? Когда вы давите на ручку первой жертвой оказывается ваш собственный палец, оказавшийся зажатым между ручкой и бумагой. Капиллярная ручка может насквозь пропитывать бумагу, делая тетрадь неприглядной и непригодной для дальнейшего занятия письмом. Для начала можно попробовать писать механическим карандашом или ручкой-роллером. Автоматический карандаш в отличие от простого деревянного не придется постоянно затачивать, это избавит вас от кучи опилок и пыли от грифеля.
Рассмотрим чуть более подробно ручку-роллер. Ее конструкция сочетает жидкие чернила с конструкцией подобной шариковой ручке (кроме типа чернил они отличаются системой подачи чернил, но ее вам видеть нет никакой необходимости). Роллер оставляет четкие ровные штрихи, пересыхает значительно медленнее пера и не требует особых навыков письма. Главное - подобрать ручку таким образом, чтобы зона охвата была максимально комфортной для вашего маленького ученика.
Держим ручку правильно
Тот способ удерживать ручку, который кажется нам удобным, может составить некоторые трудности для ребенка, как упоминалось выше с одной стороны, что пропорции его руки отличаются от нашей, с другой - просто из-за того, что нет привычки. Уделите этому должное внимание и терпение, оно будет вознаграждено красивым уверенным почерком вашего юного школьника (или будущего школьника, если вы решили преподать ему азы чистописания до поступления в первый класс). Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца (на первой фаланге или на сгибе между первой и второй фалангами), сверху ручка удерживается указательным и большим пальцем. Расстояние от кончика указательного пальца до острия ручки - около 2 см. Пальцы должны быть полусогнутыми (каждый палец - как половина окружности). Этот способ хорош для всех ручек - шариковых, ручек-роллер и др. При письме же перьевой ручкой нужно соблюдать одно нехитрое правило - следите за тем, чтобы ручка "смотрела" в правое плечо (при письме правой рукой). Если ребенок примет правильную позу, правильно расположит тетрадь и правильно возьмет ручку, то это правило будет выполнено без труда.
Немного теории
И напоследок немного теории. Исследования ученых в области процесса письма свидетельствуют: нарастание утомления у учащихся, использующих шариковую ручку более чем в три раза превышает подобный показатель у школьников, писавших перьевой авторучкой. Письмо перьевой ручкой способствует расширению зрительной рабочей дистанции, при письме шариковой, напротив, происходит ее сокращение. Обучение письму при помощи перьевой ручки существенно улучшает зрительно-ручную координцию (на 20%). Экономия энергозатрат в процессе обучения позволяет не только более полно раскрывать творческий потенциал ребенка, но и помогает лучше развиваться функциональным системам организма, например, у детей, писавших пером повысилась острота зрения, в то время как у писавших ручкой осталась на прежнем уровне.
Никакого волшебства здесь нет, все объясняется очень просто. Письмо пером происходит в импульсно-нажимном режиме, когда чередуются периоды напряжения и расслабления. Сам процесс письма содержит в себе периоды отдыха, когда расслабляется не только рука и зрение, но и все тело. Безотрывное же письмо шариковой ручкой, напротив, приводит к нарастанию и накоплению напряжения, в результате умственный труд оказывается тяжелой физической нагрузкой.
Конечно, все эти рекомендации не заменят школьного обучения, но в ваших силах помочь своему чаду освоиться в таком непростом деле, как чисто- и правописание. Верно усвоив в детстве этот навык, он всю жизнь будет писать так, как научился в детстве. Возможно, вам придется потратить немало времени, чтобы научить ребенка сидеть ровно и выводить красивые буквы, но наградой вам будет то, что ваше чадо избежит сколиоза, испорченного зрения и обретет красивый почерк и ровную осанку на всю жизнь.
Мы желаем вам, чтобы ваш ребенок развивался разностронне одаренным, любознательным и жизнерадостным! |
|